19.052021г
Лэпбук — очень интересное многофункциональное пособие, ставшее необычайно востребованным у родителей дошкольников и школьников, педагогов да и среди самой детворы. Причём популярность его всё время растёт, появляются новые сайты, на которых предлагаются к продаже разнообразные лэпбуки. Но сделать их можно и своими руками, от этого польза только увеличится. Да и ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта.
Лэпбук как оригинальное инновационное пособие,
красивое и полезное
Автором пособия считают американку Тэмми
Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками,
кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации,
которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это
пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и
учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной
технологией, имеющей множество достоинств.
Само название пособия переводят с
английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба
варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно
формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на
коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они
раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в
свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и
любителям тайн.
Какие игровые элементы
включают в макет и почему
Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения. Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации.
Преимущества для дошкольников и педагогов
Следует
отметить две существенных особенности лэпбука:
- Интерактивность.
Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное
участие намного увеличивает как интерес к пособию. Особенно важно это для
детей-кинестетиков (с преобладанием осязания как средства познания
окружающего мира), ведь не секрет, что в современном образовательном
процессе преобладают наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видео и
слайдов), а также использование музыки, аудиозаписей.
- Тематичность.
Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет
трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к
примеру, «Осень», «Птицы», «Семья». В старшей группе, предполагающей более
глубокое изучение некоторых тем, возможно освещение в лэпбуке более
конкретной подтемы: «Дары осени», «Зимующие птицы», «Семейные праздники».
Таким образом, современный лэпбук представляет собой
тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и
разнообразно оформленную информацию.
Цели использования лэпбуков
также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе
осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие
творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту,
изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной
из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной
активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном
возрасте — пробуждения желания учиться.
Старшие дошкольники проявляют не только
интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость,
последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать
новые сведения о нём. Поэтому на картинках в папках можно на обороте размещать
короткие тексты с познавательной информацией. Дети часто просят воспитателя
прочитать их, запоминают и пересказывают товарищам.
Развитым мышления, улучшением памяти
детей шестого-седьмого года жизни обосновано усложнение подаваемого материала.
Старшим дошкольникам доступны игры «Вспомни пословицу», «Прочитай
стихотворение», «Слова-родственники», в которых по картинке необходимо воспроизвести
определённый текст. Интересны детям этого возраста и логические игры «Что
сначала, что потом», «Разложи картинки по порядку», «Часть и целое»,
«Противоположности». Их размещают в лэпбуке, подбирая изображения в
соответствии с темой.
Представляем вашему вниманию лепбук "ЭКОЛОГИЯ"
Организация проектной
деятельности детей дошкольного возраста
в детском саду
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).
Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
- нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Проектная деятельность включает в себя:
- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
- целенаправленную детскую деятельность;
- формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:
- переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
- помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).
Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности
Воспитатель |
Дети |
Погружение в проект |
Погружение в проект |
Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию,
цель и задачи. Вводит детей в проблему,
активизируя интерес к ней,
«заражая» стремлением решить ее |
Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне,
вживаются в ситуацию, принимают,
уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности |
Организация деятельности |
Организация деятельности |
Создает условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует
(помогает): группы детей; распределение ролей,
ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы |
Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого.
Распределяют роли,
ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов |
Осуществление деятельности |
Осуществление деятельности |
При косвенном участии:
|
Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
|
Презентация результатов Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника,
подобрав ему свою номинацию |
Презентация результатов Демонстрируют:
|
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.
Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий